Памятка для воспитателей, педагогов-психологов ДОО
Памятка
для воспитателей, педагогов-психологов и иных педагогических работников
дошкольного образования по работе детьми, прибывающими с территорий
Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики
Педагогам необходимо помнить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территории ДНР и ЛНР (далее – ребенок (дети) из семей беженцев), рассматривается как трудная жизненная ситуация. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это в том числе:
дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ).
В психолого-педагогической практике трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).
В результате вынужденной миграции в самом тяжелом положении оказываются дети. Критическая ситуация, в которую попадают семьи беженцев, финансовое неблагополучие, зачастую отсутствие средств к существованию, а также психологические стрессы губительны не только для них самих, но имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на нравственно-психологическую атмосферу общества.
Часто родители, пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с вынужденной переменой места жительства, не придают значение психологической травме, которую переживает ребенок дошкольного возраста.
Целью данной памятки является предоставление предложений и рекомендаций по организации системы сопровождения и внедрения наиболее эффективных методов и форм оказания психолого-педагогической и социальной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Работа педагогов дошкольного образования с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции:
образовательную (организация и проведение консультаций для родителей (законных представителей));
психологическую (организация работы с ребенком и его семьей);
посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам).
Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи
обучающимся в адаптации к новым условиям и должна быть построена с учетом
сложности ситуации, в которой оказались семьи беженцев.
Характерной чертой психологического состояния беженцев и вынужденных
переселенцев является так называемая категория «утрата». В этих случаях дети
лишаются привычного жилья, личных вещей, друзей, а иногда родителей и близких
родственников. Все это вызывает тяжелые психические расстройства у детей
дошкольного возраста, которые могут проявиться в течение их дальнейшей жизни.
Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные для детей
из семей беженцев в возрасте до трех лет (раннего возраста), страхи, спутанность
чувств. В поведении отмечаются нарушение сна, потеря аппетита, агрессия, страх
перед чужими людьми.
У детей в возрасте от трех до семи лет – тревога, боязливость, спутанность
чувств, чувство вины, стыд, отвращение, чувство беспомощности, примирение
со случившимся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль,
болезненное отношение к замечаниям, критике, заискивающее поведение (внешне
копирует поведение взрослых), негативизм, лживость, жестокость по отношению
к взрослым. В поведении: регрессия поведения, отстраненность, агрессия.
Все это позволяет говорить о важности психолого-педагогической работы не
только с детьми, но и с родителями (законными представителями) ребенка.
В работе с родителями (законными представителями) рекомендуют применять
следующие методы:
изучение семьи и процесса воспитания ребенка в ней (направленный сбор
информации о ребенке, проверка и уточнение гипотез);
обсуждение и объяснение причин отклонений в психическом здоровье ребенка.
Решение вопроса о характере психолого-педагогического воздействия
и заключение соглашения о дальнейшем сотрудничестве в ходе психологической
коррекции.
Разработка совместно со специалистами рекомендаций для родителей.
В качестве таковых могут выступать: обучение приемам общения с ребенком
с помощью использования эффективных средств (игротерапии, изотерапии,
музыкотерапии, библиотерапии).
Совместная оценка результатов работы и выработка дальнейших рекомендаций.
При работе с родителями можно применять как индивидуальные, так
и групповые формы работы. К индивидуальным формам относятся изучение
специфических проблем каждой семьи и особенностей воспитания в ней ребенка,
проведение индивидуальных консультаций. Групповые формы работы
рекомендуется применять с целью знакомства родителей с особенностями
воспитания детей дошкольного возраста.
Рекомендуется применять и традиционные методы работы практической
помощи детям и родителям (законным представителям): совместные коллективные
творческие дела для детей и родителей: конкурсы, викторины, выставки творчества,
спортивные соревнования и иные. Организация и проведение групповых занятий
с целью формирования навыков взаимопомощи.
Возможные методы психолого-педагогической помощи детям из семей
беженцев.
Психокоррекционная работа с детьми включает в себя работу с телом,
эмоциональной сферой и с образом себя в прошлом, настоящем и будущем. Работа
с телом имеет особое значение, потому что у детей дошкольного возраста, попавших
в экстремальную ситуацию, часто наблюдается «синдром выключенного тела»,
который проявляется в том, что ребенок избегает любых контактов, подавляет
все ощущения, связанные с телом.
Работа с эмоциональной сферой связана с нейтрализацией страхов детей,
обсуждением реакции и мыслей ребенка, связанных с травмирующим событием.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста невербальных методов
(танцевальная терапия, проективное рисование, различные методики арттерапии
и иные), а также обеспечение поддержки, отдыха, комфорта, возможности играть.
В случае если в образовательные организации принимаются дети
с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды; дети, имеющие
недостатки в психическом и (или) физическом здоровье), то необходимо
предусмотреть систему психолого-педагогического сопровождения таких детей.